Концепции формирования суицидовСтраница 4
В рамках социально-психологического подхода также широко представлены работы, изучающие связь между личностными особенностями и суицидальным поведением. Распространено мнение, что тип девиации, например насильственная или самодеструктивная, определяется складом личности. А.Е. Личко отмечает связь между типом акцентуации характера подростка и суицидальным поведением. Так, суицидальные демонстрации в 50 % случаев сочетаются с истероидным, неустойчивым, гипертимным типами, а покушения — с сенситивным (63 %) и циклоидным (25 %) типами. Е.И. Личко отмечает чрезвычайно низкую суицидальную активность шизоидов. В.Т. Кондрашенко, напротив, приводит данные в пользу шизоидного, психастенического, сенситивного, возбудимого и эпилептоидного типов. Авторы сходятся во мнении, что практически не склонны к покушениям и суицидам астенический, гипертимный, неустойчивый типы подростков.
Н.В. Конанчук, В.К. Мягер выделили три основных свойства, характерных для суицидента :
1) повышенная напряженность потребностей;
2) повышенная потребность в эмоциональной близости при сверхзначимости отношений;
3) низкая фрустрационная толерантность и слабая способность к компенсациям.
Суммируя данные, полученные различными авторами, можно представить некий обобщенный психологический портрет суицидента . Для него характерна как заниженная самооценка, так и высокая потребность в самореализации. Это сенситивный, эмпатичный человек со сниженной способностью переносить боль. Его отличают высокая тревожность и пессимизм, тенденция к самообвинению и склонность к суженному (дихотомическому) мышлению. Также отмечаются трудности волевого усилия и тенденция ухода от решения проблем. Стоит подчеркнуть, что приведенный портрет прямо противоположен характеристике антисоциальной личности.
Обзор теорий, проливающих свет на детерминацию и характер суицидального поведения, позволяет сделать вывод о сложности, полиэтиологичности данного явления. Тем не менее можно выделить некоторые факторы риска суицидального поведения личности:
· предшествующие попытки суицида (данного человека);
· семейная история суицида;
· кризисная ситуация (неизлечимая болезнь, смерть близкого человека, безработица и финансовые проблемы, развод);
· семейный фактор (депрессивность родителей, детские травмы, хронические конфликты, дисгармоническое воспитание);
· эмоциональные нарушения (прежде всего депрессия);
· психические заболевания (алкоголизм, наркомания, шизофрения);
· социальное моделирование (демонстрация суицида СМИ, их изображение в литературных произведениях — «эффект Вертера»).
Кроме того, выделяются следующие группы риска: молодежь, пожилые люди, сексуальные меньшинства, военнослужащие, ветераны войн и военных конфликтов, врачи и представители некоторых других профессий. [4,167]
Особенности организации и методика проведения занятий по психологии
(лекция, семинарские и практические занятия)
Для того, чтобы знания были наиболее полно усвоены, необходимо варьировать занятия по психологии, максимально активизируя учебную деятельность студента.
В вузах принято по базовым дисциплинам проводить следующие виды занятий: лекции, семинары, практические занятия. Они не являются альтернативными.
На лекции излагается наиболее сложный ...
Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально – волевой
сферы в подростковом возрасте. Развитие эмоций и воли в онтогенезе.
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоц ...
Приложения
Приложение 1
Сведения об испытуемых
№
Пол
Возраст
Семейное положение
Дети
Образование
Должность
1
ж
20
незамужем
нет
незаконченное-высшее
администратор
2
м
38
женат
нет
высшее
топ-менеджер
3
ж
32
замужем
нет
высшее
менеджер по продажам
4 ...