Природа познавательных способностей человека в понимании Абая. Практическое задание: Проанализируйте одно из произведений Абая, проиллюстрируйте психологический подход к решению проблем
Страница 4

Психология » Способности человека в понимании Абая » Природа познавательных способностей человека в понимании Абая. Практическое задание: Проанализируйте одно из произведений Абая, проиллюстрируйте психологический подход к решению проблем

Какой бы области воспитания ни касался Абай, он всегда и в первую очередь скрупулезно анализирует все его существенные компоненты, все его аспекты.

В своих сатирических стихах, высмеивающих царских чиновников, степных управителей, старшин, Абай подражал великому русскому сатирику Салтыкову-Щедрину. Так, например, в стихотворении «В приютской школе много вас .», обращаясь к казахским ребятам, которые хотели научиться читать и писать по-русски, но их учат писать «просьбы», поэт говорил с сожалением:

О Щедрине и о Толстом

Не слышали, куда там!

Поэт с поистине щедринским сарказмом изобличал людей, лишенных высоких нравственных достоинств:

Стремление к скромности, терпенье, совесть, честь

Никто здесь нужными уж не желает счесть.

Не ищет знания, не хочет жить умом,

Злословие и ложь взбивая словно шерсть.

Моральное сознание Абая, безусловно, опередило свое время, и на борьбу против старого мира его толкало прежде всего нравственное возмущение отсталостью, угнетенностью своего народа. История уже подготовила социальный фундамент для появления новых нравственных принципов в казахской степи, и Абай со всей силой своего дарования говорил о равенстве всех людей. Только свободный труд может сделать человека высшим существом и ниспровергнуть все отношения, в которых человек является порабощенным, беспомощным.

Особенно часто Абай обращался к молодежи, говоря в своих стихах и прозе о высоких человеческих качествах, о человеколюбии. Все отрицательные качества в человеке он учил не просто изживать, но и стараться глубже заглянуть в себя, нет ли в тебе самом этих пороков. Самыми лучшими человеческими качествами поэт считал любовь к своей родине, к своему пароду, любовь к человеку, постоянство в дружбе, любви, доброту, правдивость, справедливость, любовь к труду, стремление к знаниям:

Дружить, кипеть — у сердца много дел!

А честь и совесть — разума удел.

Важны лишь честь и совесть . А тщеславие?

Оно — как дым: дохнешь и улетел!

Настоящая дружба в произведениях поэта получает самую высокую оценку. Он различает дружбу честную и дружбу ради тщеславия, порыв сердца и холодную рассудительность ума. Для Абая важно, чтобы человек чувствовал и берег, как зеницу ока, честь и совесть, тогда и дружба будет крепкой, выдержит любые испытания. Дружба, основанная на корысти, на тщеславии, не настоящая, не искренняя, она распадается, встретив первое ис­пытание, первую трудность. «Плохой друг, — пишет Абай, — подобен тени. Когда светит солнце, от него не избавишься; когда тучи сгущаются над головой — его не найдешь».

Поэт считает, что самый близкий друг должен быть один. Только ему можно раскрыть свои сокровенные мысли. С большинством друзей, по мнению Абая, достаточно быть на «Вы». Неспроста Абай говорит: «Доверяйся тому, кто общителен. Остерегайся беспечного, но будь опорой опечаленному».

Друг тогда поистине хорош,

Если он с тобой в беде, в борьбе.

Настоящая дружба отличается большой действенной силой, делает жизнь содержательной, яркой, красочной. Такая дружба способствует развитию и формированию у человека положительных моральных качеств:

Так будь отзывчивым, как друг и брат,

И поделись со всеми, чем богат.

Да будет дружба искренной и честной —

И все дурные чувства замолчат!

Абай с гневом и возмущением предостерегает молодежь от мнимых друзой. Некоторые друзья, говорит Абай, временны, они сегодня друзья, а завтра — «лицемеры, их близость, привязанность — продажные».

Когда вес хорошо и ладно,

Ты друзьями всегда окружен,—

Но оставят тебя мгновенно,

Если роком ты поражен .

По мнению Абая, совесть также является одним из ценнейших нравственных качеств человека. Она выступает одним из основных регуляторов поведения человека, его поступков. Совестливый человек, чувствуя моральную ответственность перед окружающими людьми и перед самим собой, вовремя остановит себя, не поддастся соблазну, в меру удовлетворит потребности. Для того, чтобы не грызла совесть за бесцельно прожитую жизнь, чтобы удержать себя от пороков и быть разумным чело­веком, Абай предлагает практиковать самоотчет перед своей со­вестью. Если люди будут совестливы, знать меру, поступать уме­ренно, подвергнут себя самоконтролю, — пишет Абай, — то они избавятся от пороков и станут благонравными. Абай правильно понимал, что совесть — это самооценка личностью своих поступков. Понятие совести тесно связано с таким нравственным понятием, как стыд. Казахская пословица гласит: «Тот, кто умеет стыдиться, тот умеет быть верным». Однако стыд стыду рознь. Абай пишет, например, о стыде, который «похож на смущение мальчика». Люди, обладающие подобным стыдом, не в состоянии «освободить волю от невежества». Настоящий стыд, по Абаю, тот, который вызван поступками, противоречащими разуму. В этом случае человек глубоко переживает свой поступок, осуждает себя, теряет сон. Стыд как бы выворачивает человека наизнанку, определяет меру его человечности или подлости.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Теоретические аспекты формирования толерантности у подростков как фактора предупреждения конфликтов. Проблема толерантности и путей ее формирования.
Проблема толерантности достаточно молода как в России, так и в зарубежных исследованиях. Первые работы по этой теме появляются лишь в середине 90-х годов. Их авторами были Г. Оллпорт, Borba Michele, Kamungeremu David, Vogt W. Paul, Wandberg Robert, а также некоторые университеты. Важным фактором мирового признания необходимости изучения ...

Самоподкрепление
До сих пор мы рассматривали, как люди регулируют свое поведение на основ внешних последствий, которые они либо наблюдают, либо испытывают непосредственно. С точки зрения социально-когнитивной теории, однако, многие наши поступки регулируются самоналагаемым подкреплением. Бандура утверждает даже, что в основном поведение человека регулир ...

Профилактика Интернет-зависимости
Несмотря на то, что данное расстройство не включено в официальную классификацию заболеваний DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders - Справочник по диагностике и статистике психических расстройств) Всемирная организация здравоохранения причислила Интернет-зависимость к категории патологических пристрастий. По мнени ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru