Введение
Страница 1

Всегда, когда возникает общественная потребность осмыслить время, в особенности время переломное, оно выдвигает людей, для которых это становится внутренней потребностью. К числу таких людей можно отнести выдающегося казахского поэта и демократа, просветителя 19 века Абая Кунанбаева, мировоззрение которого формировалось в период распада патриархально- феодальных отношений и зарождения отношений капиталистических, когда на жизнь казахской степи стало усиливаться.

Чем дальше в глубь истории уходила эпоха Абая, тем острее осознавалась необходимость изучения его многогранного наследия. Первыми за эту работу взялись литературоведы, значительно позднее педагоги.

В Казахстане написано немало исследований об Абае Кунанбаеве как великом поэте, мыслителе, просветителе, демократе дореволюционного периода это работы М. Ауэзова, К. Бейсембиева, Е. Бекмаханова, О. Сегиз- Баева, Б. Габдуллина, С. Зимнова, А. Маргулана, С.Муканова, М. Сиьченко, Н. Смирновой и др Менее изучено его просветительско-педагогическое наследие.

Поэтическое творчество Абая неотделимо от его педагогических взглядов. О необходимости исследования произведений Абая с точки зрения их воспитательного значения впервые заговорил М. Ауэзов. «Возьмем назидания Абая о человечности, - писал он. – Среди них есть немало таких, которые с большим успехом послужат и для нашей действительности».

Отбирая исторически-прогрессивное из наследия Абая и ставя его на службу нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, М. Ауэзов прежде всего обращается к патриотическим и интернациональным мотивам творчества поэта.

Поэт восстал против отсталости и рутины в общественной жизни, всей душой радостно приветствовал то новое, чему сам был свидетелем. Он призывал молодежь к учению, к овладению русской наукой, различными новыми ремеслами, советовал трудиться честно, на благо общества.

Особое значение в воспитании молодежи Абай придавал семейному воспитанию. Первые и самые главные воспитатели, учителя, по мысли Абая, -это родители.

Абай свято верил, что время, полное невежества и темноты, уйдет, и его сменит светлый мир, который будет построен молодыми.

В раскрытии педагогических взглядов Абая следует отметить работы таких казахстанских ученых, как Т. Тажибаев, К. Жарикбаев, Х. Суюншалиев

А. Казыбаев, Э. Нильдибаев, А. Сембаев, С. Срымбетов и др Их исследования касались отдельных аспектов его педагогического наследия. В данной работе оно раскрывается в комплексе.

Педагогические взгляды Абая формировались в условиях феодально-родового строя, отдаленного от нас целой исторической эпохой.

Однако они либо очень близки, либо совпадают с нашими взглядами по очень важным аспектам педагогической теории и практики «его отношение к телесным наказаниям, ряд принципов обучения и воспитания: взаимосвязь между трудовым, нравственным, умственным, эстетическим воспитанием;

признание ведущей роли воспитания в формировании личности; труд как одно из главных средств воспитания и т.д.». Это стало возможным благодаря выдающимся способностям Абая и тому, что великий просветитель был хорошо знаком с историей материальной и духовной культуры народов Востока, революционно-демократическими и педагогическими взглядами

Н.Г. Чернышевского, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, К.Д Ушинского, выдающихся педагогов и просветителей Западной Европы.

Постижение педагогических взглядов Абая невозможно без изучения национальных истоков его творчества, без понимания того, что Абай впитал в себя все прогрессивное, что было в жизни самого казахского народа, в его народной педагогике, народной мудрости. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в философских и педагогических воззрениях Абая национальное и интернациональное не противоставляются, а выступают в единстве как взаимосвязанные и взаимодополняющие идеи. То же самое можно сказать об освещении им вопросов взаимоотношения между культурами казахского и других народов.

Страницы: 1 2


Общая характеристика темперамента. Типологии темперамента
Темперамент – характерная для данного чел совокуп-ть психич особ-тей, связанных с эмоц возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой (Теплов). При анализе структуры Т выделяют 3 основных компонента: общая активность, особ-ть моторной сферы, св-ва эмоциональности. Общая психич активность индив ...

Типология характера Э. Фромма
С именем Э. Фромма связана разработка понятия «социальный характер», обозначающего сумму личностных качеств, в которых своеобразно преломляются исторически сложившиеся общественные отношения. Социальный характер присущ всем классам и группам, существующим в обществе. Фромм выделил пять устойчивых типов характера. 1. Рецептивный тип. Че ...

Виды внимания
По параметру целенаправленности выделяют три вида внимания. Первый – непроизвольное внимание. Этим термином называют сосредоточенность на объекте без каких-либо волевых усилий и сознательного намерения. Это наиболее простой вид внимания. Он характеризуется пассивностью по отношению к объекту. Объект в данном случае не имеет отношения к ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru