ЗаключениеСтраница 2
Преобладание моноцентрического подхода, т.е. освещения истории психологии в какой-либо отдельно взятой стране, безотносительно к истории развития психологии в других странах, является общей чертой, характеризующей современную как отечественную, так и зарубежную историографию. И на наш взгляд на современном этапе моноцентрический принцип должен смениться доминированием полицентрического способа интерпретации истории психологической науки, предполагающего трактовку исторического развития психологии в разных странах мира как единого интернационального процесса становления психологических знаний. В современных сводных трудах, обобщающих опыт становления и состояние современной мировой психологии, география рассматриваемых в них научных центров уже не может быть ограничена лишь отдельными, ведущими зарубежными странами. Все более достойными внимания являются достижения научных центров, школ и направлений, развивающихся в настоящее время или возникших в более ранние периоды в других странах мира, в том числе и в странах азиатского и восточного региона.
В современной отечественной и зарубежной историологии весьма слабо изучена история развития различных отраслей психологии, взятых как в отдельности, так и в их взаимосвязи, В нашей стране история и современное состояние разных отраслей психологии представлена либо только обзорными статьями, либо отдельными главами в различных монографиях и учебных пособиях. Между тем имеются серьезные основания к тому, чтобы рассмотрение истории психологической науки с точки зрения ее состава и структуры стало одним из ведущих способов историко-психологического анализа как в масштабе одной страны, так и в рамках мировой истории психологии.
Возникновение и выделение большого числа различных отраслей психологии указывает на то, что именно они, по верному определению Л.И. Анциферовой, являются основными структурными формами развития современной психологии, именно отрасли психологии стягивают в один узел и стимулируют разработку общих проблем психологии, именно внутри них зарождались и возникают новые психологические принципы. Отсюда вполне очевидно, что изменениям в структурных формах современного развития психологии должен соответствовать и определенный способ ее историко-психологического исследования. И таким способом должен стать анализ истории психологической науки со стороны ее структуры. Он даст возможность показать, как исторически складывалась система психологической науки, определить ее современную структуру, установить исторические закономерности дифференциации и интеграции психологических знаний, предсказать возможные междисциплинарные связи психологии в будущем.
Многие теоретические и методологические вопросы истории психологии, и особенно проблема периодизации, не могут быть в настоящее время решены вследствие неполноты сведений о состоянии психологических знаний в отдельные конкретные периоды их развития. Менее всего остаются раскрытыми история доантичной и средневековой психологии, развитие психологии в эпоху Возрождения. Довольно схематично изображается современное состояние психологии и, более того, оно характеризуется, как правило, без анализа исторических предпосылок, определяющих своеобразие современных тенденций и направлений в психологии, в то время как известно, что отрыв современности от истории есть недооценка роли прошлого науки в созидании ее настоящего и будущего.
Подводя общие итоги, можно заключить, что основная задача в области истории психологии на современном этапе должна состоять в переводе историко-психологических исследований с простого эмпирического описания исторических фактов на теоретические рельсы, в преобразовании историографии в историологию. Для успешной реализации этой главной задачи необходимо общее расширение историко-психологических исследований, которые были бы развернуты в следующих направлениях:
разработка теоретических и методологических основ истории психологии;
поиск новых гипотетических моделей, обеспечивающих многомерную интерпретацию исторического развития психологии;
Выводы
1. Профессионально-важные качества - вся совокупность психологических качеств личности, индивидуальных свойств субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для реализации этой деятельности на нормативно заданном уровне.
2. Основу профессиональной пригодности составляют профессионально важные качества личности, которые формиру ...
Аффект
Традиционно выделяют такие виды эмоциональных процессов, как собственно эмоции, аффекты, стрессы, настроения и чувства. Те или иные виды эмоциональных процессов включены во все психические процессы, во все виды активности человека, начиная от ощущений и заканчивая осознанной деятельностью.
Аффект характеризуется наибольшей мощностью эм ...
Классификация психических состояний
В основу классификации психических состояний могут быть положены различные критерии. Наиболее распространены следующие классификационные признаки.
1. По тому, какие психические процессы преобладают, состояния делятся на гностические, эмоциональные и волевые.
К гностическим психическим состояниям обычно относят любознательность, любопы ...