Закономерности развития мотивационной сферы личности
Страница 9

Психология » Направленность и мотивы деятельности личности » Закономерности развития мотивационной сферы личности

Во всех описанных случаях в действие вступают психологические защитные механизмы, которые были описаны З.Фрейдом.

Замечено, что состояние когнитивного диссонанса при наличии несогласованности в знаниях возникает не всегда, а лишь тогда, когда субъект воспринимает себя самого в качестве наиболее вероятной причины несогласованности, т.е. переживает действия, приведшие к ней, как свои собственные, за которые он несет персональную ответственность.

Таковы основные положения теории когнитивного диссонанса Л.Фестингера.

Американский ученный Д.Аткинсон одним из первых предложил общую теорию мотивации, объясняющую поведение человека, направленное на достижение определенной цели. В его теории нашли отражение моменты инициации, ориентации и поддержки поведенческой активности человека на определенном уровне. Эта же теория явила собой один из первых примеров символического представления мотивации.

Б) С точки зрения динамического аспекта мотивации в положениях основных научных психологических школ

Мотивация как «энергетическая» составляющая деятельности не является стабильной. В простейших случаях можно говорить о гомеостатической динамике мотивации: по мере того как потребность удовлетворяется, потребностное напряжение снижается, а предмет потребности теряет свою привлекательность. Так, начиная обед с сильным чувством голода, мы реагируем с аппетитом на любое блюдо («Я так голоден, что могу проглотить суп вместе с тарелкой!»). Впоследствии мы постепенно насыщаемся вплоть до того, что можем отказаться от самого изысканного десерта. Подобной динамикой пищевой мотивации часто пользуются опытные родители, которые не просто запрещают не слишком полезные, на их взгляд, блюда, а откладывают их на потом, когда потребность будет редуцирована. Они, например, говорят ребенку: «Ты, конечно, получишь конфеты, но только после первого и второго». Однако движение мотивационных процессов на самом деле гораздо разнообразнее.

1. Психоаналитические концепции изменения мотивации

В классическом психоанализе 3. Фрейда подразумевается единый, хотя и диалектически противоречивый, источник всего богатства мотивационных проявлений личности (мортидо и либидо). Динамика развития личности заключается в смене объектов, на которые направлена мотивация с помощью продуктивного, по 3. Фрейду, механизма сублимации или ряда невротических механизмов (например, вытеснения, фиксации, регрессии). Согласно модели 3. Фрейда, зрелость личности определяется способностью направить психическую энергию сексуальных и разрушительных потребностей в социально нормированное русло, например на общественно полезный труд, создание семьи, художественное творчество и т.д.

Несколько по-иному рассматривает мотивационные процессы Генри Мюррей. По Генри Мюррею (1938), единицей исследования поведения человека служит эпизод, в котором организм и среда образуют неразрывную целостность. Субъект не просто реагирует на ситуацию, но активно создает ее. Долговременная единица анализа — это индивидуальная жизнь, которую Г. Мюррей предлагает трактовать как последовательность элементарных эпизодов. В эпизоде встречаются потребность (need) индивида и давление (press) ситуации. Давление — это некоторое воздействие, оказываемое ситуацией, на субъекта. Г. Мюррей различал два вида давлений: альфа-давление — объективные требования ситуации и бета-давление — субъективную интерпретацию этих объективных требований ситуации. Потребность и давление содержательно соответствуют друг другу: давление актуализирует соответствующую ей потребность, потребность ищет соответствующее ей давление. Г. Мюррей описал 20 потребностей (например, потребности в автономии, в доминировании, в порядке, в защите, в игре, в чувственных впечатлениях и т.д.) и 16 типов давлений (например, отсутствие родителя, одиночество, недостаток общения, наличие соперника, религиозное воспитание, опека, уважение, обольщение и т.д.). Давления-прессы могут носить как негативный, так и позитивный характер. Важно, что они определенным образом стимулируют активность субъекта.

Результат взаимодействия потребности и давления Генри Мюррей называет «темой». Можно сказать, что жизнь человека есть сплетение различных тем. При этом возможно выделить «единую», т.е. главную, тему, пронизывающую в разнообразных вариантах все существование личности. От термина «тема» произошло название знаменитого Тематического апперцептивного теста (ТАТ), разработанного Генри Мюрреем для диагностики ведущих тем в жизни личности (рис.1).

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Поведение человека как объект психологических исследований
Поведение человека также всегда являлось объектом психологических исследований. Этим термином принято называть взаимодействие человека с окружающим миром, обусловленное его внешней и внутренней активностью, его индивидуальными особенностями и воспринятыми из социального окружения способами и схемами подобного взаимодействия. Среди теори ...

Взаимосвязь толерантности к неопределенности и авторитарного типа поведения в межличностных отношениях
При рассмотрении взаимосвязи между толерантностью к неопределенности и авторитарным типом поведения в межличностных отношениях, Фромм описывает людей с авторитарным характером. Признаками авторитарного характера Э. Фромм считает: • акцентированное отношение к власти и силе. Последняя бывает внешней (властные институты и их представител ...

Понятие «эмоция»
ЭМОЦИЯ (от лат. "emotion" - волнение) - это различные психические явления, выражающие в форме непосредственных переживаний значимость для индивида тех или иных предметов и ситуаций и являющиеся важным фактором регуляции его жизнедеятельности. Эмоция – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного пере ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru