ПотребностиСтраница 3
Тогда все больше человек начинает прислушиваться к собственным чувствам - вместо того, чтобы систематически подчиняться мнению большинства. У него может возникнуть сильное желание отказаться от рутины. Он будет принимать на себя все большую ответственность, избегая «разыгрывать комедию, чтобы спасти свое лицо». Все это способствует развитию самоуважения, превращению в творческую личность, способную заботиться о других. Так достигается стадия самореализации.
Однако, можно считать, что более 90% людей останавливаются на уровне поисков защищенности и хорошего отношения, поглощающих всю их энергию.
4) Потребность смысла жизни (высшее проявление когнитивных потребностей человека).
Понимание смысла своей жизни - необходимое условие концентрации всех способностей человека, максимального их использования. Если не видишь смысла в своих действиях, то быстро утомляешься, рождается равнодушие, чаще совершаешь ошибки и начинаешь испытывать неудовлетворенность судьбой.
Потребность смысла жизни не всегда бывает отчетливо осознанной, в этом она не отличается от других высших потребностей.
Факторы, влияющие на проявление потребности смысла жизни:
1) интропсихизация личности (Мазуркевич) - внешние раздражители перестают непосредственно вызывать реакции человека. При этом усложняется механизм опосредованных процессов (мышления, воображения и др.);
2) интроспективность личности - у нее появляется новый объект наблюдения (она сама, ее собственный субъективный мир). Это способность к самоанализу и рефлексии;
3) экспансивность, связанная с познавательной потребностью;
4) оценка, связанная с познанием. Это оценка того, что познается, в зависимости от его смысла.
1) и 2) создают условия для возникновения потребности в поиске смысла жизни, 3) и 4) непосредственно создают эту потребность.
Фазы развития способов удовлетворения потребности смысла жизни:
- идентификация с авторитетом, поиск в своем окружении готовых образцов и подражание этим образцам;
- познание самого себя, сравнение идеала с самим собой, туманные концепции о смысле жизни, скроенные по «космическим» масштабам;
- постановка конкретного вопроса: «В чем смысл жизни?» Реальный анализ действительности.
Концепцию жизни и собственной роли в мире, которую человек создает себе под влиянием этой потребности, иногда называют философией жизни.
Концепция смысла жизни должна быть приспособлена к возможностям человека и быть не слишком конкретной, чтобы ее можно было реализовать разными способами. Впрочем, слишком общая формулировка тоже опасна: например, «стать кем-то», «стать хорошим человеком» без уточнения, что под этим понимается.
Человечество решает эти проблемы с самого начала своего существования, что нашло отражение в мировых религиях (включающих не только мистическое чувство и жизненные нормативы, но и мировоззренческий компонент) и в философских концепциях.
В психотерапии в настоящее время активно разрабатывается такое ее направление, как логотерапия. Лидер этого направления В. Франкл утверждает, что человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию, если это стремление остается нереализованным.
Индивидуализация способов удовлетворения потребностей.
Люди, удовлетворяя свои потребности в разных условиях и при разном личном опыте, учатся конкретным видам их удовлетворения. Так, капризы и даже отказ ребенка от пищи могут стать одним из способов удовлетворения потребности во внимании.
Способы удовлетворения потребности сами могут стать потребностями. Например, собирание книг как способ удовлетворения познавательной потребности может само стать потребностью, перейдя в библиофилию. Аналогичным образом в процессе индивидуализации на основе удовлетворения общих потребностей создаются новые потребности - индивидуальные, перечень которых бесконечно велик.
Факторы, определяющие ход индивидуализации потребностей.
1) Конкретизация способов удовлетворения потребностей. В ходе повседневной практики закрепляется один или несколько способов удовлетворения определенной потребности.
2) Ментализация основывается на способности отражать в сознании содержание потребностей или отдельных ее аспектов. Человек может сознательно искать и оценивать различные спсобы удовлетворения потребности, сознательно формулировать мотив своего поведения.
Особенности организации и методика проведения занятий по психологии
(лекция, семинарские и практические занятия).
Лекция – обобщенный, систематизированный материал. Оказывает эмоциональное воздействие, является одним из трудных методов преподавания.Преподаватель выступает одновременно в нескольких ролях: ученого; педагога; оратора (убеждает); психолога (устанавливает контакт).
Функции лекции: информационная;стимулирующая, воспитывающая; познавател ...
Исследовательская часть
Цель нашего исследования, как уже указывалось во введении, – подтвердить или опровергнуть предположение о том, что уровень информационной культуры школьников 5 – 6 класса низкий.
Задачи нашего исследования таковы:
1. Провести исследование (диагностику) уровня информационной культуры, используя разнообразные научные методы: анкетирован ...
Тест «Несуществующее животное»[13]
Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки — зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с ...