Классификации видов
Страница 1

Потребности и мотивы личности » Классификации видов

Потребности и мотивы человека многообразны. В науке представлены различные их классификации.

Виды потребностей и мотивов

Классификации потребностей

Классификация мотивов

В отечественной психологии

(В.Д. Шадриков) потребности делятся

по предмету потребностей:

1) материальные: а) физиологические (еда, укрытие), б) социальные (деньги, предметы обихода);

2) социальные: а) в общении,

б) в самоактуализации, в) в служении обществу, г) в социальном признании;

3) духовные: а) в признании, б) в эстетическом наслаждении, в) в творчестве.

Все виды потребностей взаимосвязаны между собой.

В отечественной психологии ведущие мотивы объединяются в понятии направленность личности, которое включает влечения, желания, стремления, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.

Мотивы учебной деятельности (А.К. Маркова):

1) познавательные (интересы),

2) социальные (занять определенное место в коллективе, быть полезным обществу),

3) роста, развития (самосовершенствования и т.д.).

В зарубежной психологии (А. Маслоу) по иерархическому признаку (от низших - к высшим) - пирамида потребностей (рис. 38)

В зарубежной психологии популярна классификация социальных мотивов (Мюррей и др.). Выделяют:

1) мотивы достижений,

2) мотивы успеха,

3) мотивы власти,

4) мотивы аффилиации,

5) мотивы помощи.

Самоактуализация - в теории личности А. Маслоу - вершинный уровень психологического развития, который может быть достигнут, когда удовлетворены все базовые и высшие (мета) потребности и происходит «актуализация» полного потенциала личности.

Актуальный - важный, существенный для настоящего момента.

Направленность личности- совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Это установки, ставшие свойствами личности, и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.

Влечение- наиболее примитивная форма направленности. Это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Влечение -переходящее явление, так как представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается и превращается в желание.

Желание - это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Эта форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Стремление - это волевая форма направленности. Стремление -собирательное явление, то есть включает влечение, желание, намерение и т.д.

Интерес- специфическая форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке личности в окружающей действительности. Интерес включает эмоциональный, интеллектуальный и поведенческий компоненты.

Страницы: 1 2 3


Исследование роли социально-психологического треннинга в повышении уровня интеллектуального развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Гимнастика мозга как средство коррекции и развития инт
Бесспорно, все мы знаем, что наш мозг находится в черепной коробке в непрерывной связи с остальными частями нашего тела. Но на практике, когда мы исследуем мышление, пробуем стимулировать его, создавать благоприятные условия для учения и творчества, мы стремимся рассматривать его как бестелесный процесс, словно роль тела заключается тол ...

Методика исследования понимания логико–грамматических
отношений Исследование понимания логико–грамматических отношений 1.а) Покажи ключ, карандаш. б) Покажи карандашом ключ. в) Карандаш – ключом. 2.а) Нарисуй круг под крестом. б) Крест – под кругом. 3. Скажи что верно: весна бывает перед летом или – лето перед весной? 4.Ваня выше Пети. Кто меньше ростом? 5. Сашу ударил Коля. Кто дра ...

Какие основные методы применяются в психологии
Наблюдение, эксперимент, метод обобщения независимых характеристик, опросы и тесты. Наблюдение-с помощью него изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным. Включенным и невключенным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, н ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru