Исследование психологических факторов суицида в воинской части. Исследование индивидуально-психологических особенностей, личностных адаптивных способности военнослужащих
Страница 2

Психология » Психологические аспекты суицида » Исследование психологических факторов суицида в воинской части. Исследование индивидуально-психологических особенностей, личностных адаптивных способности военнослужащих

Иными словами, возникает требование четкой перспективы становления себя как человека прошедшего армию среди сверстников и уверенности в том, что требования, предъявляемые в процессе армейской службы, повлекут большее, может быть предельное напряжение его физических и нравственных сил, однако, будут соответствовать его возможностям, призывники стремятся к обладанию чувством собственного достоинства и значимости Удовлетворение этих потребностей, основанное на объективной оценке достижений, - едва ли не кратчайший путь к росту война в глазах сослуживцев, его доблести и гордости.

Призывники стремятся достигнуть внутренней эмоциональной гармонии, подобная тенденция позволяет трактовать процесс службы в армии не только как сообщение определенных фактов из военной жизни, но и как деятельность, формирующую способность творчески мыслить, чувствовать, оценивать, действовать – словом, направленную на выработку активных жизненных позиции будущего защитника отечества и просто человека выполняющего свой гражданский долг и конституционную обязанность. Как уже мы говорили в теоретической части настолько личность может адаптироваться к социальной среде, настолько меньше будет степень возникновения суицидального поведения. Поэтому программа, опытно- экспериментальной работы по выявлению суицидалного риска была направлена на решение следующих задач:

- изучение личностных адаптивных способностей;

- определить уровень тревожности;

- оценить риск суицидального поведения;

- определение психических состояний военнослужащих;

Исходя из специфики контингента испытуемых, в качестве которых выступили военнослужащие срочной службы молодого пополнения «Весна –2006», созданная нами программа содержало диагностические методы. На констатирующем этапе исследования, в котором принимали участие в общей сложности 65 солдат, предполагалось проведение ряда диагностических процедур, таких как опрос, анкетирование, тестирование, с целью выявления особенностей психического состояния и психологических проблем военнослужащих срочной службы. Мы на диагностику выявления лиц к суициду выбрали методики:

- Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО-АМ) разработан А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным /17/. Он предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития В основу методики положено представление об адаптации, как о непрерывном процессе активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к грубым нарушениям воинской дисциплины, правопорядка, суицидальным поступкам, срыву профессиональной деятельности и развитию болезней.

Целью исследования была диагностика психического состояния и уровня психологической адаптированности солдат в период смены привычной социальной ситуации жизнедеятельности. Для решения данной задачи мы использовали методы тестирования, наблюдения и беседы. Солдатами предлагалось ответить на ряд специально подобранных вопросов в письменной форме (Приложение № 1).

- Шкала самооценки Спилберга-Ханина. При помощи данного теста можно замерить тревожность как связанную с конкретной внешней ситуацией, так и являющиеся стабильным свойством личности. Под тревожностью понимается склонность индивида к переживанию тревоги, которое представляет собой эмоциональное состояние, возникающее в ситуации не определенной опасности и проявляющее ожидании неблагополучного развития событий /18/ (Приложение № 2).

- Оценка риска суицидального поведения (карта риска суицидальности).

Основу методики составляет специальная карта, в которую включен 31 фактор риска суицида. Наличие и степень выраженности каждого из этих факторов устанавливается у обследуемого военнослужащего. Сбор информации осуществляется традиционными методами: динамическое наблюдение, индивидуальная беседа, изучение и анализ документов./12/ (Приложение № 3).

Методология военной психологии и педагогики заключает в себе научные положения и способы их применения на практике, различные по степени и содержанию влияния на исследовательскую и практическую деятельность в рамках обеих наук. Ее структура иерархична. Условно ее можно представить в виде трех уровней: гносеологического, научно-содержательного и методического. Кратко рассмотрим их содержание с учетом особенностей военно-профессиональной деятельности.

1-й уровень гносеологический. Его содержание составляют материалистическое решение основного вопроса философии (что первично – сознание или материя и познаем ли мир.), законы (единства и борьбы противоположностей, перехода количество в качество, отрицания – отрицания), категории (явления и сущности, формы и содержания, возможности и действительности, причины и следствия, необходимости и случайности, общего, особенного и единичного) и принципы (объективности и всесторонности анализа, развития, единства теории и практики, конкретности истины) материалистической диалектики. Идеи, составляющие в совокупности данный уровень методологии, направляют познавательную и практическую деятельность военных психологов и педагогов.

Страницы: 1 2 3 4


Критерии оценки кандидатов в управленческие команды
Существуют несколько основных критериев, по которым, как правило, оценивают кандидатов в управленческие команды. 1. Профессиональные навыки и успешный опыт работы в соответствующей сфере бизнеса. Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. выделяют следующие требования к навыкам и способностям людей, необходимым для их эффективной ...

Глоссарий
№ Новое понятие Содержание 1 Активность выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения, характеризуется обусловленностью производимых действий спецификой внутренних состояний субъекта 2 Влечение ...

Основные направления деятельности социального психолога-практика
Сфера управления Своеобразной сквозной темой прикладных исследований является проблема управления. Основные проблемы: это проблема соотношения стиля руководства и эффективности групповой деятельности, проблема разрешения конфликтов, возникших на психологическом уровне, проблема оптимизации процесса принятия группового решения и многие ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru