Исследование психологических факторов суицида в воинской
части. Исследование индивидуально-психологических особенностей, личностных
адаптивных способности военнослужащихСтраница 2
Иными словами, возникает требование четкой перспективы становления себя как человека прошедшего армию среди сверстников и уверенности в том, что требования, предъявляемые в процессе армейской службы, повлекут большее, может быть предельное напряжение его физических и нравственных сил, однако, будут соответствовать его возможностям, призывники стремятся к обладанию чувством собственного достоинства и значимости Удовлетворение этих потребностей, основанное на объективной оценке достижений, - едва ли не кратчайший путь к росту война в глазах сослуживцев, его доблести и гордости.
Призывники стремятся достигнуть внутренней эмоциональной гармонии, подобная тенденция позволяет трактовать процесс службы в армии не только как сообщение определенных фактов из военной жизни, но и как деятельность, формирующую способность творчески мыслить, чувствовать, оценивать, действовать – словом, направленную на выработку активных жизненных позиции будущего защитника отечества и просто человека выполняющего свой гражданский долг и конституционную обязанность. Как уже мы говорили в теоретической части настолько личность может адаптироваться к социальной среде, настолько меньше будет степень возникновения суицидального поведения. Поэтому программа, опытно- экспериментальной работы по выявлению суицидалного риска была направлена на решение следующих задач:
- изучение личностных адаптивных способностей;
- определить уровень тревожности;
- оценить риск суицидального поведения;
- определение психических состояний военнослужащих;
Исходя из специфики контингента испытуемых, в качестве которых выступили военнослужащие срочной службы молодого пополнения «Весна –2006», созданная нами программа содержало диагностические методы. На констатирующем этапе исследования, в котором принимали участие в общей сложности 65 солдат, предполагалось проведение ряда диагностических процедур, таких как опрос, анкетирование, тестирование, с целью выявления особенностей психического состояния и психологических проблем военнослужащих срочной службы. Мы на диагностику выявления лиц к суициду выбрали методики:
- Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО-АМ) разработан А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным /17/. Он предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития В основу методики положено представление об адаптации, как о непрерывном процессе активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к грубым нарушениям воинской дисциплины, правопорядка, суицидальным поступкам, срыву профессиональной деятельности и развитию болезней.
Целью исследования была диагностика психического состояния и уровня психологической адаптированности солдат в период смены привычной социальной ситуации жизнедеятельности. Для решения данной задачи мы использовали методы тестирования, наблюдения и беседы. Солдатами предлагалось ответить на ряд специально подобранных вопросов в письменной форме (Приложение № 1).
- Шкала самооценки Спилберга-Ханина. При помощи данного теста можно замерить тревожность как связанную с конкретной внешней ситуацией, так и являющиеся стабильным свойством личности. Под тревожностью понимается склонность индивида к переживанию тревоги, которое представляет собой эмоциональное состояние, возникающее в ситуации не определенной опасности и проявляющее ожидании неблагополучного развития событий /18/ (Приложение № 2).
- Оценка риска суицидального поведения (карта риска суицидальности).
Основу методики составляет специальная карта, в которую включен 31 фактор риска суицида. Наличие и степень выраженности каждого из этих факторов устанавливается у обследуемого военнослужащего. Сбор информации осуществляется традиционными методами: динамическое наблюдение, индивидуальная беседа, изучение и анализ документов./12/ (Приложение № 3).
Методология военной психологии и педагогики заключает в себе научные положения и способы их применения на практике, различные по степени и содержанию влияния на исследовательскую и практическую деятельность в рамках обеих наук. Ее структура иерархична. Условно ее можно представить в виде трех уровней: гносеологического, научно-содержательного и методического. Кратко рассмотрим их содержание с учетом особенностей военно-профессиональной деятельности.
1-й уровень гносеологический. Его содержание составляют материалистическое решение основного вопроса философии (что первично – сознание или материя и познаем ли мир.), законы (единства и борьбы противоположностей, перехода количество в качество, отрицания – отрицания), категории (явления и сущности, формы и содержания, возможности и действительности, причины и следствия, необходимости и случайности, общего, особенного и единичного) и принципы (объективности и всесторонности анализа, развития, единства теории и практики, конкретности истины) материалистической диалектики. Идеи, составляющие в совокупности данный уровень методологии, направляют познавательную и практическую деятельность военных психологов и педагогов.
Классификация методов психологического исследования
Методы психологии– совокупность способов и приемов изучения психических явлений.
Методы психологии:
1. Организационные(определяют способ организации психологического исследования):
- сравнительный – сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.
- лонгитюдный – многократные обследования одних и тех же лиц на протяже ...
Ассоциативная психология
В процессе формирования психологии стал преобладать ассоцианистский подход к восприятию. Ассоциативная психология – одно из основных направлений в психологии XVII–XIX вв. Главным объяснительным принципом психической жизни являлось понятие ассоциации. Данный термин был введен Джоном Локком. Он означает связь, возникающую при определенных ...
Архетип смерти
Раньше большинство западных психологов и философов считали, что нормальный человек представляет смерть и рождение как уникальные события в своей жизни. Популярность Дум-образных компьютерных игр говорит о том, что современный человек легко и комфортно принимает концепцию множества смертей и рождений одной личности. Их этого следует, что ...