Конфликт и его психологическая характеристика.
Страница 1

Психология » Психология профессионального общения » Конфликт и его психологическая характеристика.

Нельзя представлять себе процессы общения всегда и при всех обстоятельствах гладко протекающими и лишенными внут­ренних противоречий. В некоторых ситуа­циях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий на­личие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью - возникает межличностный конфликт.

Социальная значимость конфлик­та различна и зависит от ценностей, которые лежат в основе межличностных отношений. Конфликтными становятся иногда взаимоотношения двух старшеклассниц, оказавшихся сопер­ницами, равно претендующими на внимание юноши. Харак­тер конфликта приобретает столкновение двух товарищей, один из которых совершил бесчестный поступок. Очевидно, что общественная оценка причин и характера этих конфлик­тов будет существенно различаться.

В научной литературе нет единого общепризнанного определения понятия “конфликт”. Но это явление достаточно широко распространено и известно каждому сотруднику ОВД, впрочем, как и любому человеку.

Конфликт (от латинского conflictus - столкновение) понимается как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, установок, мнений, взглядов и способов действий и (или) представлений о них по отношению к конкретному предмету или ситуации.

Исходным положением для анализа конфликтов в деятельности сотрудников ОВД является такое понимание конфликтов, при котором конфликт не есть нечто исключительное, не синоним конфронтации, а способ преодоления противоречий и ограничений, способ взаимодействия сложных систем, а вследствие этого явление неизбежное и нормальное.

Однако наличие только противоречий для развития конфликта недостаточно. Во-первых, эти противоречия должны быть достаточно значимыми, во-вторых, для возникновения конфликта кто-то должен сделать первый шаг, проявить инициативу, которая проявляется, прежде всего, в действиях, направленных на овладение каким-либо объектом и ущемляющих действия другой стороны и если эта другая отвечает тем же, то только тогда конфликт развивается. Эти действия называются инцидентом. Конфликт - это конфликтная ситуация плюс инцидент.

Конфликтная ситуация может существовать задолго до инцидента, может быть заложена в структуре организации или ситуации. Следует оговориться применительно к деятельности сотрудников ОВД, что понятие столкновение применительно к конфликту не буквально, а метафорично. Здесь точнее следует говорить о таком взаимодействии сотрудника ОВД с иными лицами, в котором их действия приобретают характер противодействия.

При анализе конфликтов выделяют 4 основных категориальных группы:

- структура конфликта;

- его функции;

- динамика;

- типология конфликтов.

Рассмотрим кратко каждую из них.

Структура конфликта. Существуют различные понимания структуры конфликта. Л.А.Петровская в структуре конфликта выделяет следующие понятия:

- стороны (участники) конфликта;

- условия протекания конфликта;

- образы конфликтной ситуации;

- возможные действия участников конфликта;

- исходы конфликтных действий.

В психологической структуре конфликтов И.Б. Пономарев выделяет следующие компоненты:

1. Познавательные компоненты: взаимное восприятие особенностей каждой из конфликтующих сторон; интеллектуальные способы переработки информации и принятия решений; степень включенности личности в конфликтную ситуацию на различных этапах ее развития; уровень самоконтроля участников конфликта; опыт работы с людьми и профессиональная подготовленность, самопознание, самопонимание и объективность в оценке своих возможностей.

2. Эмоциональные компоненты конфликта представляют собой совокупность переживаний участников.

3. Волевые компоненты конфликта проявляются как совокупность усилий, направленных на преодоление разногласий и иных трудностей, возникающих в результате противоборства сторон и на достижение целей, преследуемых участниками конфликта.

4. Мотивационные компоненты конфликта образуют его ядро и характеризуют сущность несовпадений позиций участников противоборства.

Кроме того, в структуру конфликта обязательно включается и предмет конфликта - то, по поводу чего возникло противоборство. Предмет конфликта - всегда внутренняя психологическая причина его. Он может быть как материальным, так и идеальным, а также должен быть достаточно значимым для участников конфликта, хотя эта значимость может быть и ситуативной.

Конфликт, а всегда ли это плохо? Конфликты неизбежны в деятельности сотрудников ОВД. Конфликт может выполнять различные функции. Он может выполнять деструктивную (негативную) функцию и тогда следствие конфликта - отрицательные результаты деятельности или распад группы. Часто это происходит, когда пытаются манипулировать людьми, искусственно вызывают конфликты, добиваясь своих целей и часто получая противоположные результаты.

Страницы: 1 2 3


Приложения
Приложение 1 Упражнения для развития математических способностей младших школьников. 1. Определите закономерность в расположении чисел в каждом ряде и допишите соответственно с этой закономерностью еще по два числа. 1) 3; 4; 5; 6; 7; 8;?? 2) 8; 7; 6; 5; 4; 3;?? 3) 6; 9; 12; 15; 18; 21;?? 4) 7; 12; 17; 22; 27; 32;?? 5) 40; 35; 30; ...

Миф четвертый
Необходима серьезная подготовка Вопрос решается индивидуально: кому-то необходимо посещение соответствующих курсов для будущих родителей, а кто-то обходится лишь просмотром видеокассет на эту тему, книгами. У пап, серьезно готовящихся к грядущему пополнению, может просто не найтись времени на посещение семейных занятий, к тому же наход ...

Психологические особенности лекции
1. Монологичность 2. Сложность и специфичность восприятия (вербальное и невербальное общение) 3. Способы чтения (соотношение цели и задач, соотношение всего) 4. Динамика работоспособности обучающихся(повторять значимые моменты) 5. Не следует делать длинных пауз, т. к. они ослабевают внимание 6. Нужно добиваться и поддерживать актив ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru