Психологические особенности и основы эффективности профессионального
общения сотрудников ОВД.Страница 1
Каждый вид деятельности предполагает особенности общения при ее осуществлении. Эти особенности определяются спецификой целей деятельности. Ясно, что педагог при общении руководствуется иными целями, нежели инженер, а врач преследует цели, отличные от целей сотрудника ОВД. Следует отметить также, что есть виды деятельности, где удельный вид общения весьма значителен и деятельность сотрудников ОВД относится именно к такого рода деятельности. Здесь, как нигде, важна значимость объективно поступающей информации об оперативной обстановке, совершенных преступлениях и т.д. От того, насколько эффективно умеют общаться сотрудники ОВД, насколько владеют техникой общения, зависит и эффективность деятельности ОВД.
Практика же показывает, что навыками правильного общения 60-62% сотрудников овладевают самостоятельно, 10-12% - под руководством своих руководителей, а остальные, общаясь с коллегами. По времени 15% сотрудников научаются эффективно общаться в течение первого года практической работы, 75% - в течении двух лет службы и 10% - в срок от 3 до 4 лет. Все это свидетельствует о неудовлетворительном состоянии навыков общения сотрудников ОВД. Отношение к общению, умению установить психологический контакт, построить доверительные отношения, выбрать правильную линию поведения с учетом индивидуально-психологических, возрастных, профессиональных, национальных и других особенностей граждан крайне не соответствует требованиям времени.
Особенностями профессионального общения сотрудников ОВД является то, что оно носит, как правило, официальный характер, достаточно четко регламентированный законами и подзаконными актами порядок общения (формализация общения), а в силу этого является часто принудительным как в отношении граждан, так и самих сотрудников. Сотруднику не приходится выбирать общаться или не общаться, независимо от того приятно или неприятно ему это общение, это же относится и к гражданам.
Сотруднику необходимо выполнять свои функциональные обязанности, решать оперативно-служебные задачи вне зависимости от его психологического состояния, настроения, эмоций. Сотрудник наделен законом властными полномочиями, которые позволяют ему диктовать условия этого официального общения, зачастую выбирая место, время и способ общения. В результате этого он имеет психологическое преимущество.
По характеру решаемых задач общение сотрудников с гражданами является деловым, их цель – получить необходимую для дела информацию.
Специфика профессионального общения сотрудников правоохранительных органов определяется также:
- специфичностью поводов для вступления в общение (это обстоятельство ограничивает круг участников общения, определяет его содержание и цели);
- наличием множественности целей в каждом акте общения, кроме получения информации о правонарушении;
- конфликтный характер общения в связи со спецификой поводов вступления в общение, так как цели участников общения нередко либо не совпадают, либо не понимаются в полной мере;
- спецификой психических состояний участников общения, для которых характерны повышенное нервное напряжение в связи с высокой ответственностью за результаты общения и доминирование отрицательных эмоциональных состояний;
- особое значение психологического контакта для оптимизации процесса общения.
Анализ психолого-педагогической литературы. Этапы
информатизации общества и развитие информационной культуры личности
На протяжении многовекового развития человечества процессы передачи информации, информационные взаимодействия между отдельными индивидами, группами и обществом претерпели значительные изменения. Освоение окружающей среды, расширение жизненного пространства, усложнение социальной и духовной жизни общества одним из своих следствий имеют р ...
Чем не является стресс
Термин "стресс" часто употребляют весьма вольно, появилось множество путаных и противоречивых определений и формулировок. Поэтому полезно будет сказать, чем не является стресс.
Стресс - это не просто нервное напряжение. Этот факт нужно особенно подчеркнуть. Многие неспециалисты и даже отдельные ученые склонны отождествлять би ...
Цели и задачи технологии творчества
Определение учащегося главной действующей фигурой учебно-воспитательного процесса, реализация проблем творческого развития личности требуют разработки педагогических технологий, целью которых является не накопление знаний и умений, а постоянное обогащение творческим опытом и формирование механизма самоорганизации каждого учащегося.
В н ...