Основные методы социально-психологической реабилитации военнослужащих,
получивших ранения в Чеченской республике. Методы социально-психологической
реабилитации военнослужащих, получивших раненияСтраница 2
· изучение динамики психических нарушений в процессе лечения в стационаре и пост стационарном периоде;
· оценка физической, сенсорной и интеллектуальной работоспособности реконвалесцентов и сопоставление их с номинальными показателями профессиональной работоспособности;
· коррекция психосоматического статуса методами психотерапевтических, психофизиологических и психофармакологических воздействий;
· осуществление профессиональной реабилитации реконвалесцентов, а при необходимости — профессиональной переориентации.
Задачи психологической реабилитации решают поэтапно, в соответствии со структурой реабилитационных мероприятий.
Основные этапы
психологической реабилитации[6]:
1. Диагностическим и клинико-психологическим обследованием оценивают функциональное состояние раненых, их психологические особенности, определяют уровень физиологических резервов систем организма и напряжение процесса психической адаптации. На данном этапе могут определяться степень и особенности психоэмоциональных нарушений, отклонения и особенности познавательных психических способностей — памяти, внимания и мышления.
2. Лечебно-восстановительный, когда конкретизируется индивидуальный подход, основанный на наличии психоэмоциональных нарушений индивидуума, осуществляется подбор индивидуального психотерапевтического воздействия (рациональная психотерапия, логотерапия, релаксирующие техники с элементами суггестии и др.). Периодически контролируется динамика психического статуса и корригируются лечебные мероприятия.
3. Социальной адаптации (профессионально-восстановительный). На данном этапе используют специальные тренажеры, аппаратурные и компьютерные методики для восстановления утраченных навыков. Анализируется эффективность лечебно-восстановительных мероприятий и определяется степень восстановления профессиональной пригодности и работоспособности.
При реализации и применении перечисленных выше техник был использован основной принцип
– учет индивидуально-психологических особенностей каждого раненного и соответствие их основным задачам социально-психологической реабилитации.
В основу психокоррекционных мероприятий, применяемых в 6 ЦВКГ с ранеными легли следующие методы социально-психологической реабилитации
: суггестивная терапия; рациональная психотерапия; гетеро- и ауторелаксационные техники; психологическое консультирование; психоанализ; трансактный анализ; психодрама; дебрифинг стресса критических инцидентов; эстетотерапия; логотерапия; гештальт-терапия и другие[7].
Одной из самых эффективных техник психокоррекции стал дебрифинг стресса критических инцидентов
(психологический дебрифинг)
[8]. Он представляет собой организованное обсуждение стресса, пережитого военнослужащими совместно при решении общей боевой задачи. Целью дебрифинга ставится минимизация и купирование психических страданий военнослужащих. Достигается это путем неуклонного решения задач: проработка впечатлений, реакций и чувств военнослужащих; формирование у военнослужащих понимания сущности происшедших событий и психотравматического опыта; уменьшение ощущения уникальности и патологичности собственных реакций путем обсуждения чувств и обмена переживаниями; мобилизация внутренних ресурсов, групповой поддержки, солидарности и понимания; снижение индивидуального и группового напряжения; подготовка к переживанию тех симптомов и реакций, которые могут возникнуть в будущем[9].
Рациональная психотерапия
, как метод психотерапии, основывается на разубеждении, убеждении, обращении к разуму травмированного человека, предъявлении ему различных убедительных фактов, доказательств, что приводит его к возможности самому делать определенные выводы, приходить к нужным заключениям, изменяя отношение к психотравмирующей ситуации. Включает в себя проведение в доступной форме специальных бесед с военнослужащими, получившим психическую травму. В ходе них логически доказывается возможность успешного лечения[10].
Методика исследования агрессивности Басса-Дарки (Приложение
2)
Результаты исследования показали тенденцию преобладания у сотрудников охранно - конвойной службы всех показателей агрессивности.
В результате диагностирования по Методике Басса-Дарки, мы получили результаты по двум основным показателям:
Индекс враждебности, которые включает в себя шкалы 5 - обида и 6 подозрительность. Это реакция, раз ...
Анализ результатов
Результаты исследования по методике «Образная память» представлены в таблице 1 и 2.
Таблица 1. Результаты методики № 1 «Образная память» у больных не перенесенных ОНМК
Уровни
Количество испытуемых в %
Норма
0 %
Ниже нормы
35%
Значительно ниже нормы
65%
На основании полученных результатов исследо ...
Диагностика школьной дезадаптации
Методика на выявление школьной дезадаптации предназначена для классного руководителя. Опросник содержит 46 вопросов (Приложение 2), характеризующих каждого ученика. При работе с опросником учитель на бланке ответов вычеркивает номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребенка.
Обработка результатов
Таб ...