Переговорный процесс. Переговорный процесс как способ
разрешения конфликтовСтраница 1
Существенным компонентом, без которого невозможна реализация никакой стратегии конфликта, является переговорный процесс.
Переговоры являются наиболее существенным звеном в разрешении социального конфликта.
В англоязычной литературе по конфликтологии имеют место два подхода к оценке переговоров между сталкивающимися сторонами. Это:
1. "Достижение соглашения", являющееся разновидностью социального конфликта. Данная разновидность может быть определена как символическая коммуникация, с помощью которой две и более сторон стараются достичь соглашения в случае, когда их интересы противостоят друг другу;
2. Собственно переговоры как процесс, при котором позиции, изначально расходящиеся, становятся идентичными.
В переговорном процессе важным фактором, влияющим на его результативность, является участие третьей стороны.
Выделяют несколько ролей третьей стороны в конфликте: третейский судья, арбитр, посредник, консультант, помощник и наблюдатель.
Третейский судья – наиболее авторитарная роль, так как он изучает проблему, выслушивает обе стороны и выносит решение.
В принципе руководителю, занимающему позицию "третейского судьи", безразлично, о чем договорятся конфликтующие стороны. Важно, чтобы был достигнут нужный для этих сторон результат, который затем воплотился бы в определенное соглашение между ними.
Если соглашение не оформляется из-за больших расхождений сторон, то тогда руководителю следует убедить стороны в продолжении контактов, но на более сложной ступени посредничества. Руководитель же может перейти от тактики представителя третьей стороны к тактике посредника.
Арбитр - также обладает значительными полномочиями. Конфликт поступает на рассмотрение арбитра, участвующие стороны становятся в своих действиях пассивными и реактивными относительно действий арбитра. Выработанный приговор может носить консультативный (т.е. использоваться в качестве совета) или обязывающий характер. Стороны могут не согласиться с решением и обжаловать его в вышестоящих инстанциях.
Посредник – более нейтральная роль. Будучи профессионалом, он обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы. Окончательное решение остается за оппонентами.
Консультант – квалифицированный и непредвзятый специалист, выступающий в качестве третьей стороны. Консультирование – новаторская форма вмешательства в конфликт. В задачу консультанта входит: сбор фактических данных; определение предмета спора; выяснение того, как подобные ситуации уже решались где-то и кем-то прежде; нахождение способа взаимовыгодного выхода из конфликта.[9, с.59]
Переговоры являются смесью четырех видов деятельности:
=> достижения реальных результатов;
=> изменения или влияния на баланс сил;
=> поддержания конструктивного климата;
=> достижения процедурной гибкости.
Достижение реальных результатов требует: продуманного обмена информацией о целях, ожиданиях и приемлемых соглашениях; умения представить собственную позицию так, чтобы она оказывала влияние на восприятие другой стороны; постепенного движения к компромиссу и уступок обеим сторонам.
Основные правила ведения дискуссии:
Диагностическое исследование межличностных отношений в процессе
командообразования. Организация и обоснование методов
исследования
Целью экспериментального исследования ставилось изучение межличностных отношений в группе в процессе командообразования.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи эмпирического исследования:
—исследование связи между внутригрупповыми отношениями и уровнем групповой сплоченности;
—исследование взаимосвязи между вн ...
Характеристика пубертатного периода. «Подростковый
комплекс»
В физиологическом плане границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывают возраст от 11-12 до 14-16 лет. Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других его названиях: "переходный", "трудный", "критический" в них зафиксиров ...
Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ.
Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса: (1) еосознаваемые механизмы сознательных действий; (2) неосознаваемые побудители сознательных действий; (3) «подсознательные* процессы.
В первый класс — неосознаваемых механизмов сознательных действий — входят в свою очередь три различных подкласса: а) неосознаваемые авто ...