Причины социальных конфликтов. Типология конфликтовСтраница 1
Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:
· разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;
· неравное положение людей в императивно координированных ассоциациях (одни - управляют, другие - подчиняются);
· разлад между ожиданиями и поступками людей;
· недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;
· недостаток и некачественность информации;
· несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.
Универсальный источник конфликта состоит в несовместимости претензий сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения. [7, с.72]
Нехватка средств к существованию является центральным звеном всех экономических конфликтов. Разумеется, при удовлетворении всех потребностей людей конфликтов бы не было. Но, тогда остановилось бы и само развитие общества. Жизнь соткана из противоречий, которые лежат в основе любого конфликта.
Прослеживается некоторая закономерность в возникновении конфликтов: чем общество беднее и дефицитнее предметы потребления, тем чаще в нем возникают конфликты.
Вместе с тем отмечается и такая причинно-следственная связь: в обществе бедном, но с тоталитарным режимом, конфликты – явление весьма редкое.
Важность типологии социальных конфликтов обусловлена потребностью регулирования процесса их протекания.[3]
Известны различные классификации конфликтов:
1. В соответствии с организацией общества конфликты формируются на уровне:
• индивидов, между ними;
• групп индивидов;
• крупных систем (или подсистем);
• деления общества на классы и слои;
• общества в целом;
• на региональном или глобальном уровнях.
2. В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу, т.е. конфликт может быть:
• внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя);
• межличностным (между руководителем и его заместителем, а также между сотрудниками по поводу распределения премии и т.д.);
• между личностью и организацией, в которую она входит;
• между организациями или группами одного или различного статусов.
3. Возможны и такие классификации конфликтов, например:
• по горизонтали (между сотрудниками, не находящимися в подчинении друг у друга);
• по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг у друга);
• смешанные (в которых представлены и те, и другие).
Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они составляют 70 - 80 % от всех остальных конфликтов.
4. У Г. Бисно (Н. Bisno) мы обнаруживаем шесть типов конфликтов:
Таблица 1.1
Типы конфликтов
Номер п/п |
Тип |
Определяющие характеристики |
1 |
Конфликты интересов |
характеризуется действительным переплетением интересов или обязательств |
2 |
Вынужденные конфликты |
намеренно создаваемые конфликты для достижения иных, чем провозглашенные, целей |
3 |
Ложносоотнесенные конфликты |
запутанные конфликты из-за несоответствия характеристик поведения участников, содержания причин |
4 |
Иллюзорные конфликты |
основанные на неправильном восприятии или непонимании |
5 |
Замещенные конфликты |
в результате противоречия которых от действий участников конфликта или конфликтных идей страдают личность или идея |
6 |
Экспрессивные конфликты |
характеризуются желанием выразить враждебность, антагонизм |
Эмоциональные состояния: стресс, настроение, аффект,
фрустрация
1. Стресс– понимают эмоциональное состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные состояния.
Стрессовое состояние – состояние нервно-психического напряжения, возникающее в необычной, трудовой ситуации – при наличии опасности, при больших физических и умственных перегрузках, при необходимости принятия быстрых и от ...
Эмоциональная сфера младших школьников
Развитие эмоций и способов их выражения - сложный процесс, на который оказывают влияние особенности культуры, условия микросоциальной среды, характер созревания субъекта, уровень интеллектуального развития, объём получаемых знаний и представлений и т.д.
Поскольку эмоциональная сфера ребенка изменяется по мере его развития, то она может ...
Понятие «эмоции» по П. Милнеру, П.Фрессу, А.Н.Леонтьева, К. Изарду, Е.В.,
Ильину
Эмоции охватывают широкий круг явлений. По поводу того, какие субъективные переживания следует называть эмоциями, существует несколько точек зрения.
Так, П. Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голода, жажды и т.д.), тем не менее, они обнаруживают много общег ...