ВведениеСтраница 1
Данная работа проведена по дисциплине «Педагогическая психология» на тему «Роль стиля педагогической деятельности в проявлении школьной дезадаптации у школьников». Основными составляющими работы являются теоретическая часть, в которой раскрываются понятия стиля педагогической деятельности и школьной дезадаптации, рассматривается связь стиля педагогической деятельности с дездаптацией школьников, и практическая часть, содержащая описание проводимых методик, результаты эмпирических исследований, определение наиболее эффективных стилей педагогической деятельности учителей для адаптации школьников.
Актуальность работы заключается в том, что в современных условиях у значительной части младших школьников существует проблема школьной дезадаптации, проявляющаяся в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий. Адаптация школьников к условиям учебной деятельности органически связана со многими другими проблемами образования. В последнее время произошла смена акцентов в понимании главенствующих факторов дезадаптации: высоко оценивая значимость фактора биопсихологического, проявляющегося в особенностях психофизического развития детей, ученые ведущее значение придают социопсихологическому фактору. Это связано с резким усложнением социального портрета общества, расслоением социальной структуры, сменой главных жизненных ориентиров общества в целом и отдельных индивидуумов в частности.
Все это заметно отразилось на масштабе и глубине дезадаптации школьников к усложняющимся условиям школьной жизни. Наиболее наглядно и интенсивно эти процессы протекают у подростков, которые характеризуются быстрой и глубокой психологической и биологической перестройкой организма, множеством сложных социальных связей, психологической неустойчивостью. В результате дезадаптации как отклонения от возрастных норм в ситуации развития личности и организма у подростков появляются психические расстройства, предрасположенность к возникновению вредных привычек, проявления девиантного поведения, снижается успеваемость, возрастает вероятность правонарушений и, следовательно, социальная опасность. Вследствие этого возникает потребность в подробном анализе сущности механизмов факторов дезадаптации; разработке системы работы педагогических коллективов по педагогической поддержке учащихся в дезадаптационных ситуациях с учетом возрастных особенностей.
Целью настоящей работы является рассмотрение влияния стиля педагогической деятельности на проявления школьной дезадаптации школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать различные теоретические подходы к пониманию школьной дезадаптации.
2. Изучить стили педагогической деятельности.
3. Проверить наличие влияния стиля педагогической деятельности на дезадаптацию младших школьников.
Гипотезой исследования является предположение о том, что авторитарный стиль педагогической деятельности в большей степени способствует проявлению школьной дезадаптации, в отличие от либерального и демократического.
Методы исследования:
– анализ литературы по проблематике
– методика диагностики стиля педагогической деятельности В.Л. Симонова;
– экспериментально психологическое исследование с помощью методики диагностики школьной дезадаптации;
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для дальнейшего развития теории учебной деятельности школьников. Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты позволяют определить наиболее эффективные стили педагогической деятельности учителей для адаптации школьников.
Данная работа состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются теоретические основания школьной дезадаптации как социально-психологической проблемы, дается обзор проблемы школьной дезадаптации в теории и истории психологии на основе изучения работ отечественных и зарубежных психологов. Вторая глава рассматривает различные стили педагогической деятельности.
Приложения
Приложение 1
Инструкция. «Предлагаемый вашему вниманию опросник состоит из двойных высказываний: а и б. Внимательно прочитав каждое высказывание, выберите то, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете».
1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спо ...
Аффект
Традиционно выделяют такие виды эмоциональных процессов, как собственно эмоции, аффекты, стрессы, настроения и чувства. Те или иные виды эмоциональных процессов включены во все психические процессы, во все виды активности человека, начиная от ощущений и заканчивая осознанной деятельностью.
Аффект характеризуется наибольшей мощностью эм ...
Показатели развития компетентности в общении
Основываясь на предложенных научных точках зрения на природу компетентностей, мы считаем возможным в качестве показателей развития коммуникативного компонента компетентности предложить следующие:
· готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект);
· владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект);
· опыт ...